Можно называть это «тотальным невезением» или «не днем Ливерпуля» - при большом желании, аргументы в пользу этого найдутся.
Желание объяснить незначительные неудачи мерсисайдской команды потусторонними факторами сейчас, кстати, преобладает над другими. Болельщикам тяжело принять тот факт, что многомиллионные усиления не дают мгновенного результата; Далглиш, почему-то тоже попавший под влияние массовой истерии, пытается списать вину за безоговорочное поражение в Стоке на судей. Фраза «поговорю с владельцами» претендует на роль крылатой, и очень метко характеризует положение дел в клубе, где сходу слегка переоценили собственные возможности.
Написанное выше не следует воспринимать как критику действий Далглиша, блестяще выполнившего первую и основополагающую часть своей работы. Трансферная политика Ливерпуля этим летом была показательной: отказавшись от непредсказуемых попыток найти бриллиант на богатой ископаемыми чужой земле, менеджер Красных собрал лучших из тех, что был под рукой, параллельно избавившись от балласта – ну, разве что Шкртела пощадили, что после вчерашней игры с Тоттенхэмом выглядит временной мерой. Это не попытка по-британски романтизировать Ливерпуль – это усиление, покупка футболистов с конкретными способностями, которые Далглиш имел возможность видеть сам, да еще и на уровне Премьер-лиги.
Удар, полученный в матче с Тоттенхэмом, полезен мерсисайдцам как ничто другое. Вот сейчас, после оскорбительных 0:4, к болельщиками и всему, что окружает команду – вплоть до нее самой, придет осознание того, что работа только начинается. Что не плох Хендерсон, Кэрролл или Даунинг – плохи они вместе, как единое целое, пока не имеющее твердого стержня. Можно, конечно, уже сейчас посыпать голову пеплом, доказывать, что Далглиш променял Мейрелеша на более слабых исполнителей, либо возмущаться тому факту, что Эшли Янг заиграл на новом месте быстрее, чем его бывший партнер по Астон Вилле Стюарт Даунинг. Заиграл. Быстрее. Но ключевое слово здесь «место» - все-таки стартовые ситуации в МЮ и Ливерпуле отличаются существенно.
Истина заключается в том, что из пяти стартовых матчей в чемпионате Ливерпуль провел по-настоящему хорошо только один. Игру с Болтоном, крепко посыпавшимся после стартового разгрома Куинз Парк Рейнджерс. В других матчах команда Далглиша играла отрезками, в те минуты, когда полузащитники соперника (в первую очередь, они) давали им послабление, возможность комбинировать. Очевидно, что заново собранная атакующая линия Ливерпуля попадает в ступор, когда на нее оказывают серьезный прессинг – ничего изысканного, простое позиционное давление, попытка лишить свободного пространства. Именно так прогорела команда во втором тайме матча с Сандерлендом, именно таким образом мешал Красным Эмманюэль Фримпонг, к счастью мерсисайдцев, поплатившийся за свое чрезмерное рвение. Вчера контроль над центром поля установили Скотт Паркер и Лука Модрич – те, к своей чести, еще и передачей владеют, потому и Ливерпуль оставили фактически без мяча. Стоит ли говорить что-то о Стоке, выглядящим буквально опаснейшей угрозой для такого Ливерпуля?
Команде явственно не хватает стержня в центре поля. Им мог бы быть Стивен Джеррард, скоро возвращающийся на футбольное поле. Другое дело, что строить всю игру вокруг капитана, проводящего в лазарете треть сезона, кажется неразумным, посему Далглишу необходимо научить свою команду искать другие способы жизни в центре поля, кроме классических рывков Стиви Джи. Пара опорных полузащитников Лукас – Адам казалось хорошей затеей поначалу, и она может быть полезной при тех или иных обстоятельствах, но вариативности и сыгранности по всей ширине поля – вот чего не хватает Ливерпулю, и вот что должно прийти к Красным со временем.
Давно известно, что Далглиш не входит в число самых умелых тактиков и стратегов, но своим решением поставить на правую бровку – гоночную дорожку для Гарета Бэйла – Мартина Шкртела он, по правде говоря, шокировал. Особенно учитывая, что в распоряжении Короля Кенни был немало поигравший справа Джейми Каррагер. Чего можно было ожидать от Шкртела, не обладающего скоростью и не имеющего особых представлений о позиционной игре, неизвестно. Впрочем, известно – как раз это и получили.
Стоит ли говорить, что в игре, в которой Ливерпуль потерял центрального полузащитника еще до тридцатой минуты, каких-либо толковых и опасных перемещений к воротам Тоттенхэма не было вообще? Фланги Красных оказались мертвыми, а вся стратегия атаки сводилась к зачастую неточным забросам на голову Кэрролла. Игру Энди – форварда за 35 миллионов – обсуждают больше прочего, указывая на алкогольное «разоблачение» Капелло и якобы неспособность рослого форварда вписаться в игровую систему Красных, ныне отсутствующую в принципе. Системы нет – и не мудрено, что больше других от этого страдает центральный нападающий, получающий за всю игру одну-две подачи на уровне, достигаемом его головой. Смешно утверждать, что классическая «девятка» не вписывается в игру команды, где на фланге бегает один из лучших исполнителей «кроссов» Англии Стюарт Даунинг. Поправка на то, что способности Кэрролла необходимо как-то совместить с играющим из глубины Суаресом – человеком, привыкшим тянуть одеяло на себя, принимается, но тут же адресуется Далглишу. Параллельно возвращая к теме об организации игры и времени, требуемом для этого.
И ведь все это нормально – новые игроки, притирка, организация. Смущает только атмосфера «великого возвращения», пагубно влияющая на сам процесс: болельщики, готовые списать Джордана Хендерсона после двух (!) неудачных матчей, и теперь вот менеджер, говорящий о проблемах с судейством, при этом цинично закрывая глаза на два судьбоносных офсайда в матче с Арсеналом. Хорошие люди, серьезные профессионалы, интересные планы – и дурная атмосфера.
Как ни парадоксально, но победа Тотттенхэма была бы невозможна без непосредственного участия лондонской команды, показавшей лучшую свою игру в сезоне. Контраст с первыми двумя встречами поразителен, но не так уж удивителен. Во-первых, игровую форму набрал Лука Модрич – кто бы что ни говорил о потере мотивации хорватом, но с Ливерпулем он провел блестящий поединок, дав четкий и ясный ответ на вопрос, почему же Харри Реднапп так крепко держался за хорватского плеймейкера. Если так пойдет и дальше, то придется признать: «хитрый лис» Харри снова всех красиво надул. Его трансферный «минимализм», можно сказать, сработал в прошлом году: купленный за смешные восемь миллионов Рафа ван дер Ваарт молниеносно влился в коллектив и стал одним из лидеров; сейчас погоду на поле делают такой же неоправданно дешевый Скотт Паркер и взятый в аренду Эмманюэль Адебайор. Реднапп не из тех парней, что витают в облаках, но для борьбы за место в четверке имеющегося набора должно хватить.
Отдельной строкой упомянем Адебайора. Вчера Тоттенхэм играл по традиционной схеме 4-4-2, а Эмма составил пару форвардов с Джермейном Дефо – парочка приняла участия в уничтожении Ливерпуля, продемонстрировав великолепное взаимодействие. Продажа Крауча и приход тоголезца – ход интересный и выигрышный; попросту говоря, Эмма – более совершенная версия Питера: он техничнее и больше забивает. Да, Крауч был бы ощутимо полезнее при старой системе Шпор, но Реднапп, кажется, намеренно отказывается от приевшегося ему самому стиля игры с однотипными подачами столпу и скидками последнего под удар ван дер Ваарту.
Менеджер Тоттенхэма еще раз доказал, что минимализм – не слабость и скудость идей, а преимущество человека, знающего, как добиться поставленной цели с помощью меньших затрат. Это как в музыке: всего лишь две ноты достигают правильного эффекта, а богатый ансамбль, потенциально претендующий на редкую мелодичность, сбивается в какофонию. Но это всего лишь начало – дайте мастерам настроить инструменты и сыграться, с максимальной пользой использовав обидный урок.
Источник
Иван Громиков Football.ua