Несколько дней назад мы подвели итоги первого года союза "Ливерпуля" и его нового владельца. Но это, как говорят американские бизнесмены, был лишь "медовый месяц". Компания New England Sports Ventures решала текущие проблемы, присматривалась к новому бизнесу. Сейчас американская финансовая группа именуется Fenway Sports Group и владеет рядом активов. Помимо "Ливерпуля" это бейсбольная команда "Бостон Ред Сокс", гоночная команда в серии NASCAR, региональная кабельная телесеть.
Во главе группы предприниматель
Джон Генри, а также другие акционеры FSG – Том Вернер, Лес Оттен, The New York Times Company. История компании началась в 2001 году, она была создана для приобретения "Ред Сокс". К бейсболу Джон Генри присматривался давно. Ещё в конце 1980-х он купил команду одной из младших лиг, затем управлял чемпионатом ветеранов MLB, потом было приобретение "Флорида Марлинс", собственником которой Генри пробыл всего несколько лет.
Вообще-то в детстве он болел за "Сент-Луис Кардиналс", но отнюдь не желание воплотить юношеские мечты в жизнь двигало им в этом бизнесе. Генри нужен был клуб с победными традициями, но в то же время имеющие большие перспективы как экономический проект. "Бостон Ред Сокс" — практически идеальный выбор.
С точки зрения спортивных результатов, Fenway Sports Group удалось буквально за два года сделать чемпионскую команду благодаря грамотному выбору менеджера и тренера. "Ред Сокс" прервали так называемый "курс Бамбино" — серию без титулов, длившуюся аж с 1918 года. Под патронажем FSG бостонцы дважды выигрывали Мировую серию MLB.
При этом не забывали в компании и о бизнес составляющей. В первую очередь пришлось решать вопрос со стадионом. Арена в Фенвей Парк – старейшая из ныне действующих в американском бейсболе. Построена она была в далёком 1912-м, и предыдущие владельцы "Ред Сокс" не сомневались, что свой ресурс стадион выработал, и команде требуется новый дом.
Однако у Джона Генри и его партнёров был другой взгляд на предмет. Ставка была сделана на постепенное обновление и реконструкцию действующей арены. На ней стали появляться новые сектора и трибуны, в том числе носящие имена известных брендов – это позволяло привлекать больше болельщиков и зарабатывать на продаже прав на названия. Появились новые закрытые клубные павильоны, новые закусочные и рестораны, новые люкс-ложи, новые табло.
И вмещающий порядка 37 тысяч человек стадион собирает аншлаг за аншлагом, и это притом, что только за регулярный чемпионат здесь проводится больше 70 матчей. Фенвей Парк уже вошёл в историю лиги по числу аншлагов. А ведь кроме матчей "Ред Сокс" здесь проводятся и матчи по американскому футболу, концерты. В общем, порядка $ 285 млн вложений на реконструкцию должны окупиться без проблем, тем более что со слов президента "Бостона" Ларри Луччино, срок службы арены составит ещё порядка 40-50 лет.
Схожую бизнес-модель Fenway Sports Group планирует использовать и в "Ливерпуле". Джон Генри подчёркивает, что мало знал о клубе прежде, но ситуация выглядит похожей на бостонскую. Мерсисайдцы могут похвастать богатой историей, но тоже давненько не становились сильнейшими в чемпионате. Речь, конечно, не о серии длиной в 80 с лишним лет, но по титулу фанаты тоже соскучились. При этом ресурсов для экономического развития здесь на порядок больше.
Во-первых, повторение истории со стадионом. Планы по строительству нового стадиона для мерсисайдцев вынашивали прежние владельцы, был даже подготовлен специальный проект совместной арены "Ливерпуля" и "Эвертона". Но FSG уже дала понять: "Энфилд" себя не исчерпал, и компания планирует идти по пути реконструкции, а не замены. Есть, правда, юридические и географические нюансы – расширение стадиона обязывает решать вопросы с жителями окрестных домов, что не так-то просто. В общем, над этим вопросом ещё предстоит поломать голову. Но Джон Генри подчёркивает, что строительство нового стадиона вместимостью на 15 тысяч больше "Энфилда" обойдётся в сумму около £ 300 млн. Такие расходы в компании считают чрезмерными. И неслучайно – строительство 70-тысячной арены обходится дороже, чем возведение двух 35-тысячников. Так что проект "Стэнли Парк", разработанный при прежних владельцах, новым собственникам однозначно не подходит.
В FSG оптимистично смотрят на развитие клубной экономики "Ливерпуля". Как подчёркивают в компании, самый популярный в США матч за Супербол смотрят порядка 20 млн человек за пределами Америки. А встречу "Ливерпуля" и "МЮ" — порядка 500 млн. Естественно, что, имея опыт коммерциализации интереса публики, в компании планируют использовать популярность "Ливерпуля" по максимуму.
Привлекает американских бизнесменов и то, что в Англии клубы сами распоряжаются своей прибылью, в то время как в MLB команды – это в общем-то франшизы, и распределением средств занимается сама лига, которая старается поддерживать баланс между большими командами вроде "Бостона" и более скромными. Конечно, это не нравится владельцам. В связи с этим финансовый директор "Ливерпуля" уже поднял тему о возможном выходе мерсисайдцев из коллективного договора по продаже ТВ-прав за рубеж.
Конечно, Fenway собирается не только зарабатывать, но и вкладывать. Как подчёркивают в компании, инвестиции в клуб уже осуществлялись. Но делалось это не за счёт акционеров компании, а из финансовых резервов группы. В FSG внимательно изучили правила финансового фэйр плей, вводимые УЕФА, и рассчитывают, что американская спортивная бизнес-модель им соответствует как нельзя лучше.