Согласно опубликованному аудиторской компанией Deloitte списку самых доходных клубов мира Ливерпуль по итогам 2012 года расположился на 9-й строке, таким образом, удержав позицию предыдущего года.
Впервые с сезона 1999-2000гг. доходы клуба увеличились на 3% или £5,1 млн. и составили опять же рекордные £188,7 млн. Несмотря на успехи "Ливерпуля" в национальных кубковых соревнованиях итоговое восьмое место в Премьер-лиге означало, что в третий раз подряд "Энфилд" останется без Лиги Чемпионов.
Доходы от продажи билетов увеличились на £4,3 млн. (11%) и составили £45,2 млн., что составляет почти четверть всех доходов клуба (23,95%). Для сравнения: у расположившихся на первых двух строчках "Реала" и "Барселоны" данная статья занимает примерно столько же. А вот английские клубы более зависимы от продажи билетов: идущие третьим "Манчестер Юнайтед" и пятым "Челси" почти треть своих доходов формируют за счет наполняемости стадионов, тогда как "Арсенал" (6-я строчка в ранкинге) - целый 41%, что является наивысшим показателем во всей двадцатке. Исключением из английского правила можно назвать "Манчестер Сити" (который, к слову, расположился на 7-м месте) - манкунианцы формируют доходную часть своего бюджета за счет продажи билетов лишь на 13%.
Несмотря на то, что в сезоне 2011-12гг. Ливерпуль провел на три домашних игры меньше, чем в предыдущем, доходы от продажи билетов выросли за счет повышения средней посещаемости матчей на 3%. Таким образом, в среднем за матч мерсисайдцы в прошедшем сезоне выручали £1,9 млн., что на £0,4 млн. больше показателя предыдущего года. Однако эта величина значительно меньше показателей конкурентов по английской Премьер-лиге: "Манчестер Юнайтед" в среднем за матч получает £3,9 млн., "Арсенал" - £3,3, "Челси" - £2,6 млн. Значительно улучшить ситуацию с доходами от продажи билетов в "Ливерпуле" должна помочь реконструкция "Энфилд Роуд", решение о которой было принято в октябре 2012 года.
Отрицательная динамика доходов от продажи телеправ (уменьшение на £2 млн. до £63,3 млн.) обусловлено как неучастием "Ливерпуля" в еврокубках, так и восьмым местом в Премьер-лиге (вместо £55,2 млн., которые клуб получил от Премьер-лиги в 2011 году, - лишь £54,4 млн.).
4% рост коммерческих доходов (на £2,8 млн.) до £80,2 млн. вызван, по большей части, заключением шестилетнего соглашения с новым техническим спонсором Warrior Sport на £25 млн. ежегодно, что является самым дорогим контрактом на поставку футбольной экипировки в мире. Наряду с этим не забываем об одном из самых дорогих в Англии конктракте с титульным спонсором Standard Chartered, а также о заключенных в 2012 году спонсорских соглашениях с Chevrolet, Paddy Power и Garuda Indonesia.
Для сравнения: из английских клубов больше на спонсорских контрактах зарабатывают только клубы из Манчестера - у Сити - £117,6 млн., у Юнайтед - £112,1 млн. . Тогда как коммерческие доходы "Челси" меньше почти на £10 млн., а "Арсенала" - почти на £30 млн.
Таким образом, "Ливерпулю" можно повысить свои доходы двумя путями: во-первых, конечно же, улучшением спортивных достижений. Попадание в Лигу Чемпионов - цель на краткосрочный период, однако ее достижение может иметь долгосрочный положительный эффект в виде дополнительных доходов от продажи билетов, но, главным образом, от продажи телеправ. А второй путь - это, естественно, реконструкция "Энфилд Роуд" и приведение доходов от продажи билетов на соответствующий для английского топ-клуба уровень.
Топ-10
1.(-) Real Madrid - 521.6m
2.(-) FC Barcelona - 483m
3.(-) Manchester United - 395.9m
4.(-) Bayer Munich - 368.4m
5.(-) Chelsea - 322.6m
6.(-) Arsenal - 290.3
7.(+5) Manchester City - 285.6m
8.(-1) AC Milan - 256.9m
9.(-) Liverpool - 233.2m
10.(+3) Juventus - 195.4m
|