Доходы ведущих футбольных клубов Европы продолжают расти, и главная статья этих доходов - продажа телевизионных прав на показ их матчей. Каждый год каналы платят за это все больше и больше. Образуется огромный финансовый "пузырь" - подобный тому, который в 2008 году похоронил рынок недвижимости и породил мировой кризис. Не ожидает ли что-то подобное сейчас футбольный мир? Этим вопросом задались эксперты известного международного экономического издания Bloomberg Лейла Аббуд и Элейн Хи - и приступили к изучению проблемы. Как не без юмора отмечают эксперты, природа знает примеры взаимовыгодного симбиоза различных живых организмов: рыбы-клоуны и морские актинии, буйволовые скворцы и носороги. Есть и другие примеры, когда пара животных вступает в паразитические отношения - как собаки и блохи. На самом емком рынке футбольных телепоказов - английском - отношения между клубами и телевизионными монстрами типа Sky или BT Group больше напоминают взаимовыгодные отношения первого типа. По крайней мере, пока. Клубы получают деньги за свои права - и могут процветать дальше, задирая цены на игроков и тренеров. Телеканалы тоже имеют свой профит, за счет подписчиков и рекламы. Но ситуация меняется. Ведущие клубы Англии теряют болельщиков, о чем свидетельствует график, фиксирующий эту тенденцию для всей "большой шестерки" Премьер-лиги:
При такой тенденции рано или поздно все может прийти ко второй, нездоровой, паразитической форме сосуществования телеканалов и клубов. И хотя сейчас все хорошо, а футбольный телерынок аккумулирует огромные средства (5.136 миллиардов фунтов, по данным аудиторской группы Deloitte) и потребности зрителей кажутся бездонными, все может измениться в один момент. И тогда рынок рухнет.
Зависимость бюджетов клубов от продажи телеправ показывает другой график:
Здесь телеправа помечены голубым цветом, коммерческая деятельность и спонсорство - желтым, продажа билетов - серым. Как нетрудно увидеть, почти для всех из восьми представленных клубов телеправа - критически важны. Меньше всех от этого зависит "Манчестер Юнайтед" (всего 27%) благодаря развитой коммерческой деятельности, чему способствует удивительная популярность клуба по всему миру. А вот такие клубы, как "Вест Хэм (60%) и тем более "Лестер" (74%) без продажи телеправ не смогут существовать на уровне, позволяющем конкурировать за приличное место в Премьер-лиге. Да и оставшиеся пять клубов без теледенег теряют половину или около того своих нынешних доходов, что сразу выводит их из числа значимых операторов международного трансферного рынка. А с нынешнего года ситуация еще более усугубляется, поскольку Sky дополнительно увеличивает объем вбрасываемых в телетрансляции денег.
Специалист из аудиторской группы Deloitte Дэн Джонс признается, что его каждый год спрашивают - когда же лопнет этот "футбольный пузырь"? Но цифры, фигурирующие на телевизионном рынке, пока не дают ни малейшего намека на то, что это случится. Тут надо учесть еще один момент: падение количества зрителей (что показывает первый из графиков) не так страшно телеканалам типа Sky или BT Group. Для них гораздо важнее рекламные поступления, а с ними как раз не происходит ничего тревожащего.
Получается удивительное дело. Английские клубы теряют телеаудиторию, но их доходы от телевидения растут, как на дрожжах. Вот что происходило в течение последних 7-8 лет, по данным УЕФА:
Здесь Премьер-лига - красная линия, испанская Ла Лига - бордовая, итальянская Серия А - голубая, немецкая Бундеслига - темно-синяя. Как видим, Англия и в самом начале этого отсчета была впереди - но насколько увеличился ее отрыв от остальных, и какая задана потрясающая динамика роста! Другой вопрос - как долго такая динамика будет работать. Если правду говорят последние социологические исследования и молодое поколение намного менее озабоченно футбольным телевидением, чем более возрастная аудитория, то здесь со временем возникнет проблема, и развивать этот рынок нынешними темпами опасно. Конечно, это чувствуют телемагнаты. Вот уже и Джереми Дэрроч, генеральный директор Sky заявляет о том, что спортивные права для его компании становятся "менее важными" и политика по отношению к ним станет "более избирательной". Но даже если "телевизионная лафа" окончится в Европе, остаются другие рынки. Китайские зрители готовы поглощать английский, испанский, итальянский футбол в огромных количествах, телекомпании этой страны готовы платить миллиарды за права показа. Есть в мире и другие "хлебные" регионы. В общем, заключают эксперты Bloomberg, не пришло еще время, когда "футбольный пузырь" должен лопнуть - пусть даже кое-какие тенденции на рынке и кажутся угрожающими, сообщает Terrikon.com |