Футбол – игра людей с бурным темпераментом и непростым характером. Их столкновения на поле – обычное дело, они происходят почти в каждом матче и никого не удивляют. Чуть реже бывают случаи, когда в прямой конфликт вступают свои. И уж совсем нечасто можно наблюдать ожесточенные стычки игрока с собственным тренером. Таковые обычно скрыты от посторонних глаз за закрытыми дверями раздевалок, а для свидетелей особенно неприглядны. Иногда дело доходит и до рукоприкладства, а иногда все выглядит весьма забавно. В истории английского футбола примеров и того, и другого найдется немало.В истории английского футбола вообще найдется все что угодно, куда ни копни. Найдется в ней, например, Джоуи Бартон – человек-скандал, который, кажется, свою основную сферу деятельности окончательно перенес за пределы футбольного поля. Полторы недели назад в матче с «Ливерпулем» хавбек был удален за грубый фол против Хаби Алонсо, чем привел в ярость вроде бы спокойного и интеллигентного Алана Ширера. На следующий день во всех газетах, не стесняющихся цитировать «анонимные источники», появилась расшифровка послематчевой беседы игрока и тренера. Ширер кричал, что надеялся на Бартона и всю неделю готовил его к этой игре, но, видимо, совершил ошибку. Джоуи ответил, что он лучший игрок в этом клубе и что Алан обязан был его выпустить. «Нет, не обязан. Ты – ***!!!» – ход Ширера. «Это ты – ***, *** тренер с ***!!!» – контраргумент Бартона. Вот и поговорили. После чего едва вот и не подрались – лишь вмешательство окружающих предотвратило развитие конфликта. «Ньюкасл», понятное дело, все эти подробности не подтвердил, но факт стычки скрывать не стал и отстранил буйного хавбека от тренировок (в матчах до конца сезона тот и так не появится из-за дисквалификации). Будущее Джоуи в клубе под большим сомнением, но вряд ли это сейчас особо расстраивает что Бартона, что клуб.
А за пару месяцев до этого физического контакта игрока с тренером избежать не удалось. Дело было в клубе «Олдхэм Атлетик», который претендовал на ту пору на путевку в плей-офф Лиги 1, но попал в полосу неудач. Тренер команды Джон Шеридан решил разрядить обстановку и устроил совместную вечеринку. Напрасно. В какой-то момент быстро переставшего быть томным вечера закипели страсти. Печально знаменитый форвард Ли Хьюз борцовским приемом из недавнего тюремного прошлого (или еще откуда) бросил Шеридана на пол, после чего голкиперу Марку Кроссли (он еще появится в этом повествовании) пришлось горячих парней разнимать. Интересно, что эта схватка была уже не первой за вечер – чуть ранее в рукопашной сошлись два игрока клуба. В общем, неплохо ребята посидели. Шеридан очень скоро был уволен, Хьюз на данный момент остается без команды, а «Олдхэм» вместо зоны плей-офф закончил сезон на 10-м месте.
Пострадал от собственного подопечного и Джон Бек, в начале 90-х пытавшийся вывести скромный «Кембридж» в элиту английского футбола. Методы у тренера были весьма своеобразные. Перед каждым матчем он заставлял игроков принимать холодный душ и устраивал им сеанс гипноза, а на поле «Юнайтед» при Беке действовал исключительно в прямом старобританском стиле. Как-то раз терпению форварда Стива Клариджа пришел конец, и он в серединке матча двинул своему тренеру в нос. В ту же неделю игрок был продан, а «Кембридж» постепенно скатился во глубину английских лиг и сейчас отчаянно пытается вернуться в Лигу – в это воскресенье у него финал на «Уэмбли» с «Торкуайем».
Душ сыграл важную роль и в другой истории, свидетелями которой в середине 80-х стали игроки «Саутгемптона». Тренер команды Лори Макменеми, специалист, кстати, весьма заслуженный и титулованный, остался сильно недоволен действиями центрального защитника Марка Райта и после матча запихал его в душ. Одетого.
Отдельный раздел в нашем повествовании предусмотрен для пищеметателей. В феврале 1996-го тренер «Гримсби» Брайан Лоус, опечаленный поражением от «Лутона», в раздевалке швырнул тарелку с жареной курицей в итальянского хавбека Ивано Бонетти – настолько удачно, что сломал тому скулу. По другим данным едой бросался как раз Бонетти, а Лоус сломал ему скулу без всяких вспомогательных предметов.
Небезызвестный Харри Реднапп в 95-м выкинул похожий трюк в раздевалке «Вест Хэма», кинув тарелку с сэндвичами в шотландца Дона Хатчисона после поражения от «Саутгемптона». Все скулы в результате инцидента остались целы.
Бывают любители пошвырять в раздевалке и кое-что иное. Дэвид Бекхэм знает, о чем речь, – эпизод с летающей бутсой, запущенной Алексом Фергюсоном, помнят все. Шотландец вообще тренер более чем современных взглядов на тактику и стратегию игры, но его взаимоотношения с игроками выдержаны в суровых британских традициях. Церемониться со своими подопечными сэр не привык. Марк Хьюз как-то сравнил Фергюсона с феном: «Он встанет перед тобой нос к носу и будет орать до тех пор, пока все твои волосы не улягутся за головой». Поговаривают, впрочем, что с годами шотландец стал мягче – так что Криштиану Роналду даже после таких выходок, как в матче с «Ман Сити», скорее всего придется пользоваться услугами обычного парикмахера. А вот когда-то...
Когда-то по ходу первого сезона на «Олд Траффорд» Ферги после игры гонялся за вингером Питером Барнсом с недвусмысленным намерением тому накостылять. Вингер попался сообразительный – он залез в ванну и ушел под воду с головой, переждав в таком состоянии приступ гнева своего тренера.
Своеобразным предшественником Алекса Фергюсона был легендарный Брайан Клаф. Характер у того был, пожалуй, еще круче. В 74-м он с ним всего 44 дня продержался в «Лидсе», не сумев наладить отношения с лидерами клуба (особенно с Билли Бремнером). Зато в «Ноттингеме» Клаф развернулся как следует – навыигрывал кучу трофеев и перебил кучу подопечных. В 90-х Брайан по собственному признанию много пил и стал еще более агрессивным. Однажды не поздоровилось болельщику, потом пострадал молодой форвард Найджел Джемсон, а затем свое получил и голкипер Марк Кроссли (вот и он). Клаф схватил не вовремя ухмыльнувшегося игрока и повесил его на крючок в раздевалке, после чего от души ударил в живот. Было дело, от сурового тренера досталось и самому Рою Кину. На удивление горячий ирландец со смирением принял такое обращение.
А вот Мика Маккарти Кин уважал куда меньше, чем Клафа – точнее, не уважал вовсе. Конфликт с тренером ирландской сборной перед самым чемпионатом мира-2002 стал, пожалуй, не менее знаменитым, чем бутсометания Фергюсона и Бекхэма. Маккарти долго выводил Роя из терпения и в конце концов тот не выдержал: «Мик, ты – лжец, ты – нехорошее_слово, нехорошее_слово, я не уважал тебя как игрока, не уважаю тебя как тренера и не уважаю тебя как человека. Ты – нехорошее_слово и можешь засунуть себе свой чемпионат мира в нехорошее_слово», – поведал Кин и покинул расположение национальной сборной. С тех пор судьба их заботливо разводит. Рой, было дело, фактически сменил Мика на посту тренера «Сандерленда», затем они год провели в одном дивизионе (Маккарти возглавил «Вулверхэмптон»), потом Кин пошел наверх, а Маккарти остался в чемпионшипе, но со следующего сезона они поменяются местами – «волки» завоевали путевку в элиту, а Кин принялся за «Ипсвич».
У этих ребят все серьезно, а вот с Тревором Френсисом и Александром Колинько как-то приключилась вполне школьная история. Запасного голкипера «Кристал Пэлас» что-то некстати развеселило в тот момент, когда его команда пропустила гол от «Брэдфорда». Тренер разозлился и дал латышу в ухо. Потом Френсис сказал что-то вроде того, что ему тоже отчего-то стало весело и он просто пошутил, но ему не поверили и оштрафовали. Игра вообще часто не доводит до добра.
Кто как решает свои проблемы, а интеллигентные цивилизованные люди ходят в суд. Интеллигентные цивилизованные люди – это Уэйн Руни и Дэвид Мойес. Форвард в автобиографии понаписал много неприятного о своем бывшем тренере, поведал, что тот с ревностью относился к его растущей популярности и что именно из-за него он решил покинуть «Эвертон». Кроме того, Руни намекнул, что Мойес однажды слил в прессу подробности их частной беседы. После публикации отрывков книги в одной из газет шотландец подал иск. В результате звезде «МЮ» пришлось извиниться и выплатить Мойесу приличную компенсацию. Тренер остался удовлетворен, пожелал Руни всего самого хорошего и отправил деньги в фонд помощи бывшим игрокам «Эвертона».